40 лет пластинке! David Bowie - Let's Dance (1983) Post-Disco (UK) В 1982 г. Боуи отметил 20-летие своей сценической карьеры, за которую он успел даже слишком много. Благодаря серии пластинок, сопровождавшихся метаморфозами звука и образа, он сумел завоевать статус доминирующей фигуры в поп-культуре 70-х. Абсолютно все, от героев пост-панка до new romantics, считали своим долгом сослаться на влияние Боуи, и число превращений артиста за минувшие годы гарантировало, что результат его воздействия окажется неповторимым. Нетрудно представить, с каким нетерпением мир ждал очередной альбом певца. Хотя вряд ли кто-то догадывался, что он будет таким, как "Let's Dance"... В 1980 г. вышел его последний на тот момент диск "Scary Monsters (Super Creeps)", повсеместно восхвалявшийся за идеальное сочетание самобытности и коммерческого успеха, после чего артист принял участие в ряде театральных и кинопроектов и в придачу сменил рекорд-лейбл. Теперь он был членом команды EMI Records, подписав 17-миллионный контракт. Всё благоволило к тому, чтобы начать по-настоящему новую эру, и в случае с хамелеоном Боуи это означало полное отречение от прошлого опыта. Теперь он избегал нигилизма в любых его проявлениях, и стремился создать что-то теплое, гуманистическое, светлое, в качестве антитезы мрака из его предыдущих периодов. Продюсировать новый альбом он пригласил Найла Роджерса, гитариста диско-группы Chic. Позже продюсер вспоминал, как вначале думал, что от него ждут "Scary Monsters 2", а Боуи уверил его, что хочет записать что-то хитовое. О таком Роджерса, сочинившего шлягеры для Дайаны Росс и Sister Sledge, не нужно было просить дважды – он как Терминатор ринулся в бой и выдал лучшее, на что был способен. Известно, что продюсировать пластинку собирался давний партнер Дэвида Тони Висконти, однако выбрав гитариста Chic, артист забыл поставить друга об этом в известность, и когда тот случайно узнал от помощницы Боуи о рокировке, он был сильно уязвлен. Обида закончилась лишь 20 лет спустя, когда Висконти согласился работать над диском "Heathen". Начало альбома положил заглавный трек. Боуи с первых аккордов признал, что песня станет суперхитом. В своей фирменной манере он наиграл ее в фолк-стиле на 12-струнной гитаре, после чего был готов "нарядить" в аранжировку. Партию на соло-гитаре в "Let's Dance" исполнил Стиви Рэй Воэн. Ветеран блюза совершенно не понимал уместность своего участия в поп-записи, однако поддался уговорам Боуи, который хотел собрать в одной комнате неуместных музыкантов и тем самым изобрести новый звук. Конечно, любители "прога" в этой пластинке его точно не найдут. "Let's Dance" включает элементы рока и поп-музыки с вкраплениями R&B, что не делает запись менее рок-н-ролльной. Это подборка из 8-ми треков с непростыми текстами, идеальной детализацией, подтверждающей, что поп не обязательно должен быть примитивным и нетворческим. Песни на "Let's Dance" созданы для ритма, и каждая из них содержит цепкий припев, которому хочется подпевать. В то время радиоэфиры были пропитаны звуками драм-машин, и на этом альбоме их тоже достаточно. Заглавная "Let's Dance" – песня с тоннами синтезаторных взрывов и барабанным эхом, "Modern Love" состоит из мощных быстрых битов и "жирного" припева, а трек №2 "China Girl" изначально создавался для Игги Попа во время его берлинского сотрудничества с Боуи. В альбоме звучит обновленная версия, в которой найден эффективный баланс между внутренней темнотой основной мелодии и гладкой отделкой, придающей ей большую коммерческую привлекательность. "Criminal World" является кавером на песню проекта Metro, изначально запрещенную на BBC из-за откровенного содержания, из их одноименного дебюта. "Cat People (Putting Out Fire)" создавался вместе с итальянским диско-продюсером Джорджио Мородером для фильма "Люди-кошки" 1982 г. Боуи был недоволен оригиналом, поэтому попросил Роджерса переделать трек, добавив ему больше агрессивности. Премьера лид-сингла "Let's Dance" состоялась в середине марта 1983 г. Боуи провел пресс-конференцию в Лондоне, где рассказал о концепции новой записи, а также грядущем турне. Несколько дней спустя на шоу Джулса Холланда состоялась премьера видео, после чего с 5-й строчки британского чарта трек поднялся на вершину, где оставался в течение 3-х недель, а в апреле "Let's Dance" возглавил Billboard Hot 100. Этот сингл так и остался наивысшим достижением Дэвида Боуи в чартах. Следующие синглы "Modern Love" и "China Girl" добрались до 2-й строчки на родине певца. К видеографии альбома артист подошел нетривиально, особенно учитывая его поп-направленность. По выражению биографа Дэвида Бакли, Боуи хотел отразить "ключевые архетипы в мире поп-музыки". В ролике "Let's Dance" показана аллегория обращения с аборигенами белых австралийских капиталистов, а в "China Girl" – провокационная трактовка отношения к китайскому населению Сиднея. Оба видео получили широкую ротацию на MTV, что поспособствовало продажам пластинки. Альбом "Let's Dance" появился в продаже 14 апреля 1983 г. Запись тут же возглавила альбомный чарт Великобритании и оставалась там 3 недели. Всего в альбомной сотне "Let's Dance" провел более 1 года. В США запись заняла 4-е место в Billboard 200. Вскоре EMI объявила 15-й альбом Боуи самым успешным лонгплеем со времен "Sgt.Pepper" The Beatles, после чего 9 пластинок из каталога певца вернулись в чарты, и к июлю у Боуи было 10 записей в британской альбомной сотне. Мировые продажи альбома "Let's Dance" на текущий момент превышают 11 млн.копий, что делает его самым продаваемым в дискографии артиста. Учитывая заоблачный уровень ожидания, то, что многие фанаты и критики сочли альбом разочарованием, было неизбежным. На этот раз инопланетный художник, ранее известный как Ziggy Stardust и Aladdin Sane, отказался от масок и выглядел довольно прозаично: ухмыляющийся, одетый в костюм, светловолосый рок-кумир, загорелый и здоровый, на несколько лет моложе одурманенного кокаином Худого Белого Герцога. В интервью он много шутил и казался расслабленным. Боуи стал доступным и совсем не страшным. Тайна пропала… При этом он полностью соответствовал своей музыке, такой же блестящей и глянцевой, как обложки журналов, которые он украшал, а значит присущий артисту синтез звука и стиля сохранился. Получался парадокс - изменивший себе Дэвид Боуи себе не изменил. В мае 1983 г. певец отправился в Serious Moonlight Tour, первый за 5 лет масштабный тур. Вместе с ним в шоу участвовало большинство постоянных музыкантов, с которыми он записывался в 70-х, а его давний соратник гитарист Карлос Аломар руководил концертным оркестром. Позже он называл это турне своим любимым за то, что у них была возможность исполнить все главные хиты певца. По сути, концерты знакомили поп-аудиторию бэк-каталогом Боуи, представляя новые, менее причудливые версии культовых песен. В сравнении с прошлыми турами, в Serious Moonlight Tour акцент делался на свет, а не реквизит, и все декорации были тщательно продуманы самим Дэвидом Боуи. Гастроли оказались чрезвычайно успешными, и превратили исполнителя в трендовую суперзвезду, хотя исполнитель об этом опыте отзывался смешанно. "Я был тем, кем никогда не хотел быть. Я обращался к людям, которые покупали альбомы Фила Коллинза… Я плохо знал эту аудиторию и она была мне не интересна", - признавался Боуи. Завершив гастроли, артист пребывал в творческом тупике, но в условиях сильного давления лейбла вскоре всё равно приступил к записи новой пластинки "Tonight", названной одним из главных провалов его карьеры. Возвращаясь к "Let's Dance", на неподготовленного слушателя он и правда способен произвести неверное впечатление. В своих негативных аспектах этот альбом кажется "too much" от самих песен до их пластикового звучания. Но если сравнивать лонгплей с записями Chic, становится видна ирония, с которой Боуи смотрит на холеную, самодовольную, одурманенную наркотиками поп-культуру 80-х, и в первую очередь на самого себя. В отличие от Фила Коллинза, поддавшегося влияниям трендов, Дэвид Боуи ухитряется не терять собственную идентичность. Именно поэтому для верной оценки альбома, перед "Let's Dance" стоит послушать предыдущие альбомы певца. Тогда станет понятно, что превращение в "пластикового короля диско" – всего лишь этап, блестяще записанный, новаторский, но фактически лишь всплеск в океане в сравнении со всем, что было вчера и будет завтра. Пройдет немного времени, и он обязательно пойдет дальше, как обычно не оглядываясь и не повторяясь.

Теги других блогов: UK David Bowie 1983 Let's Dance Post-Disco